Кластер инноваций

Инновационный кластер, или часто называемый промышленным кластером, можно понимать двояко. Традиционно считается, что это совокупность компаний, расположенных в пределах определенного уровня близости, что обеспечивает более тесное сотрудничество, взаимовлияние, развитие более прочных связей и естественный рост потенциала сотрудничества внутри кластера.

Часто называемый эффектом кластеризации или экономикой агломерации, с этой первой точки зрения кластер представляет собой естественно возникающее явление, без какой-либо централизованной стратегии, структуры или организации управления. Концепция экономики агломерации получила широкое распространение с тех пор, как британский экономист Альфред Маршалл впервые написал об этой концепции в 1920-х годах, а позже ее популяризировали такие ученые, как Майкл Портер, Пол Кругман и Торгер Рив.

Итальянский винодельческий кластер, финансовый район Нью-Йорка и бостонский кластер естественных наук являются хорошо известными примерами этой первой категории.

Более современная точка зрения заключается в том, что кластеры (или кластерные организации) можно целенаправленно создавать и развивать. С этой точки зрения, роль правительств имеет значение либо косвенно через налогообложение и промышленную политику, либо непосредственно через национальные кластерные программы и схемы прямого финансирования. Подробнее про фонд МИК читайте на страницах специализированного сайта.

С этой точки зрения имеет значение уже существующее объединение компаний-участниц в кластеры, но существует также позитивное убеждение, что кластеры могут расти и развиваться с течением времени, часто превращаясь из небольших, формирующихся кластеров в глобально ориентированные инновационные суперкластеры.

Норвежский технологический кластер GCE Ocean, нидерландский Health Valley и канадский AI Scale Cluster — три таких примера, все они активно развиваются с течением времени и поддерживаются смелыми правительственными программами.

Ключевым определяющим аспектом кластеров является соотношение местного и глобального мышления. С учетом локального мышления кластер в основном ориентирован на объединение местных компаний, проведение местных мероприятий и разработку серии местных программ развития с местными партнерами. Часто эти кластеры, как правило, осуществляют свою деятельность в пределах округа или государственной границы. Для многих это может стать естественной отправной точкой, но местный кластер будет иметь естественные барьеры для роста и со временем ему будет трудно развивать интересные партнерские отношения и рыночные возможности.

Кластеры с глобальным мышлением отличаются друг от друга. Здесь разговоры, естественно, сосредоточены на возможностях глобального рынка, развитии глобальной отрасли, глобальных тенденциях и перспективах. Эти кластеры часто имеют уже существующие сети и взаимоотношения, которые позволяют им естественным образом устанавливать связи и сотрудничать с соответствующими рынками, проектами и партнерами по всему миру.

Такие вопросы, как “как мы можем подключаться к глобальным цепочкам поставок и работать с ними?”, “В каких областях мы можем конкурировать и побеждать с лучшими компаниями и секторами – во всем мире?”, “как мы можем привлечь ведущие мировые фирмы и инвесторов в наш кластер”, естественно, обсуждаются на стратегических сессиях.

С государственной кластерной программой или без нее?

Решающее значение для любого, кто создает инновационный кластер, имеет наличие национальной или региональной кластерной программы. Такая кластерная политика, программа финансирования, развития и поддержки может обеспечить надежную национальную инфраструктуру для поддержки развития и масштабирования новых инновационных кластеров.

В Испании, Норвегии, Канаде, Мексике и Китае действуют мощные кластерные программы либо на уровне штатов, либо на федеральном уровне. В таких странах, как Ирландия, Финляндия, Коста-Рика, исторически не было подобных государственных программ, что привело к структурному отсутствию общих кластерных практик.

Интересно, что в США уже давно действует федеральная кластерная инициатива, RIC или Regional Innovation Clusters initiative. Программа RIC, управляемая SBA или Администрацией малого бизнеса США, долгое время поддерживала такие кластеры, как Defense Alliance, Montana Bioscience Alliances,  Montec и UAMMI. В то же время в США также появляется ряд общегосударственных кластерных программ, таких как Партнерство по ускорению кластеров штата Юта (UCAP).

Сегодня в большинстве национальных или региональных кластерных программ применяются высококонкурентные процедуры подачи заявок; в Канаде пять из 50 заявок на суперкластер были приняты в пятилетнюю программу. Помимо процесса подачи заявок и финансирования, многие программы предлагают разработку стратегии, программы развития рынка, специализированное финансирование проектов, обучение руководителей кластера, программы развития правления кластера и широкий спектр развития компетенций кластера.

Исследования часто подчеркивают необходимость опыта управления кластером и лидерских навыков для успешной разработки новых кластерных инициатив.