Приз Европейской киноакадемии за монтаж получит россиянка Мухарам Кабулова

В искусстве монтажа мировой кинематограф до сих пор ориентируется на фильмы Андрея Тарковского

34-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии пройдет в Берлине 11 декабря. Однако уже теперь названы первые лауреаты, отмеченные за выдающееся мастерство в своих уникальных кинопрофессиях. Среди них — режиссер монтажа российского фильма «Разжимая кулаки» Мухарам Кабулова. Картина снята молодым режиссером и ученицей Александра Сокурова Кирой Коваленко в Северной Осетии, в шахтерском городке Мизур, на осетинском языке, отмечена наградой в Каннах и выдвинута от России на «Оскар».

Приз Европейской киноакадемии за монтаж получит россиянка Мухарам Кабулова

Махарам Кабулова. Фото: Соцсети

Имен монтажеров зрители чаще всего не знают, но от их искусства очень многое зависит. В тени незаслуженно остаются и представители других важнейших профессий – пожалуй, за исключением операторов. Европейская киноакадемия традиционно объявляет их имена заранее и безальтернативно, а не непосредственно на церемонии, где интрига в главных номинациях сохраняется до последнего. Лучшим оператором стал Кристель Форнье, снявший австро-венгерскую «Великую свободу», лучшим художником-постановщиком – Мартон Аг, работавший на венгерском «Естественном свете». За дизайн костюмов отмечена британо-австралийская картина «Аммонит», за визуальные эффекты – исландская драма «Агнец», за прически и грим – наделавший столько шума после победы в Каннах французский «Титан».

Приз Европейской киноакадемии за монтаж получит россиянка Мухарам Кабулова

Кадр из фильма «Разжимая кулаки». Предоставлен Non-Stop Production.

Мухарам Кабулова оказалась очень скромным человеком. Пока она не готова комментировать награду. Так и сказала. Да и времени на это нет, поскольку с головой погружена в новый проект. Мухарам училась во ВГИКе и Московской школе нового кино. «Разжимая кулаки» – не единственная ее работа. Можно вспомнить изумительный с визуальной точки зрения российско-азербайджанский фильм «Дочь рыбака» Исмаила Сафарали, который, как и «Разжимая кулаки», продюсировали Александр Роднянский и Сергей Мелькумов и который участвовал в конкурсе ММКФ в 2020 году. В ее фильмографии также очень эффектная и сложная по монтажу картина «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Маша» Анастасии Пальчиковой, «Большая поэзия» Александра Лунгина.

«Разжимая кулаки» и «Капитан Волконогов бежал» буквально на днях показали на крупнейшем на Балканах 62-м Международном кинофестивале в Салониках. Искусству монтажа там посвятили отдельную программу «Фокус на монтаж», что свидетельствует о стратегическом значении профессии, без которой кино невозможно представить. Дирекция киносмотра отметила, что техника монтажа совершенно незаслуженно остается в тени. В Салоники из разных стран пригласили отборных специалистов, представляющих эту профессию. Среди них – Рауль Мор, активно работающий на платформе Netflix, монтировавший популярный сериал «Бумажный дом», а также номинант «Оскара» Йоргос Мавропсардис, в послужном списке которого знаменитая «Фаворитка». Он провел мастер-класс, основанный, в частности, на феномене фильма «Мой американский дядюшка» французского классика Алана Рене. Любопытно, что ведущим киноспециалистам еще до начала фестиваля предложили назвать фильмы, которые они чрезвычайно ценят. Выбор был сделан и обоснован в форме эссе, опубликованных в отдельном сборнике. Среди названных шедевров – картины Андрея Тарковского «Солярис», снятый 1972 году, и «Зеркало» 1975 года. Их до сих пор изучают покадрово во многих киношколах мира. А в Салониках искусству монтажа этих картин посвятили два отдельных мероприятия, проходивших в старинном кинотеатре.

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика