Некоторым детям 1 класс объявили опасным для здоровья

Не отправляйте ребенка в школу, не убедившись, что он созрел

На носу 1 сентября, особенно важный день для первоклашек. Многие родители уверены: чем раньше приобщишь ребенка к учебе, тем более серьезным и развитым он станет. Но вот западные ученые таких мам и пап предостерегают: дети, отправленные в 1-й класс слишком рано, хуже учатся, а в подростковом возрасте тянутся к алкоголю и наркотикам – это показало исследование британских и шведских нейробиологов.

Изучив их аргументы, мы с помощью специалистов выяснили, каким именно детям не стоит торопиться за парту? И как определить, созрел ли ваш отпрыск для начала многолетнего школьного марафона?

Некоторым детям 1 класс объявили опасным для здоровья

Говоря о влиянии раннего поступления в 1-й класс на здоровье и психику ребенка, британские и шведские нейробиологи, психиатры и психологи подразумевают детей, не готовых к школе по двум признакам – возрастному и обусловленному типом психики. Исследования показали, что такому ребенку грозят сложности адаптации, его могут третировать сверстники, так как он младше остальных. Но даже если этого не происходит, ребенок сам ощущает, что он отличается от других и реагирует на это двумя способами – изо всех сил старается соответствовать возрастной группе, в которую попал, или, наоборот, замыкается и отстраняется, усугубляя трудности своей социализации. По мнению ученых, первый тип реакции ничем не лучше второго: напряженное стремление быть своим среди чужих (тех, кто старше) оборачивается стрессом, ведь этом возрасте даже малейшая разница в возрасте имеет громадное значение. Год разницы в возрасте между детьми – это фактически разные этапы жизни, отличающиеся друг от друга, примерно как разница в десятилетие между взрослыми людьми. Именно это имеют в виду исследователи, подчеркивая, что раннее развитие иногда вредит ребенку.

— На ранних этапах детства год – это значительная разница с точки зрения зрелости, поведения и когнитивных способностей, — утверждает один из участников исследования доктор Джонна Кунци. – Среди плохо успевающих в 1 классе детей на 17% больше тех, кто пошел в школу раньше, чем положено.

— Родители радуются, думая, что, пойдя в школу раньше своих сверстников, их чадо опережает их в развитии, — солидарна с мнением западных коллег психолог начальных классов Алла Воробьева. – Но на деле ребенку не до учебы, он все силы направляет на то, чтобы влиться в коллектив тех, кто опережает его на целый год жизни, что в этом возрасте очень существенный этап. А ведь еще учительница в школе и родители дома требуют прилежания в учебе, проверяя результаты и сравнивая их, даже невольно, с результатами одноклассников. Подобный стресс порой истощает настолько, что включается психосоматика, и ребенок заболевает. Первоклассники болеют чаще остальных школьников, и дело тут не только в передающихся в детском коллективе инфекциях.

Второй тип неготовности, о котором говорят ученые – тип психики, а именно либо повышенная робость, замкнутость, мнительность и склонность к депрессиям, либо популярный среди западных детских врачей диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, выражающийся в том, что ребенок очень подвижен, активен, но при этом ему сложно сосредоточиться, его внимание стремительно перескакивает с одного предмета на другой и он отвлекается, тут же забывая о том, что занимало его перед этим. Родителям как слишком робких, так и гиперактивных детей, рекомендуют не торопиться, а лучше отдать их в школу с небольшим опозданием. А в выигранном промежутке заняться коррекцией их темперамента с помощью специалистов, которые смогут подготовить ребенка таким образом, чтобы переход к новому типу общения и получения информации прошел для него безболезненно. Если этого не сделать, дети, чья психика не была должным образом подготовлена к новому образу жизни, в подростковом возрасте могут начать интересоваться алкоголем и психоактивными веществами, а в юности с большей вероятностью начнут страдать от наркомании или алкоголизма. Исследователи подкрепляют свои выводы цифрами. Среди людей, злоупотребляющих изменяющими сознание веществами – алкоголем и другими – на 23% больше тех, кто в детском возрасте страдал депрессией или СДВГ. Они же на 17% чаще в зрелом возрасте подвержены депрессиям и суицидальным мыслям. Правда, ученые оговариваются, что их выводы не могут быть равнозначны для всех стран мира, так как системы образования в младшей школе везде разные. Но чем программа 1-го класса насыщеннее, тем выше риск для слишком маленького первоклашки. 

Детские психологи предлагают проверять, готов ли ваш ребенок к школе, по трем критериям.

1. Физиологический или так называемый Филиппинский тест, проверяющий степень морфологической зрелости ребенка. Попросите вашего отпрыска дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Если он сделает это с легкостью, значит, морфологически он созрел, что значит, что и структуры его головного мозга созрели. Признак морфологической незрелости ребенка – когда его ручки еще не выросли в достаточной степени для того, чтобы легко обхватить голову. Морфологически незрелый малыш (к примеру, 4–5 лет) с этим простым заданием не справится.

2. Смена молочных зубов на постоянные – тоже показатель зрелости. Если у вашего чада от 4 до 10 постоянных зубов, к походу в 1 класс он готов.

3. Для определения готовности к школьным нагрузкам важен также вес. Ребенок, весящий менее 23 кг, в педиатрии считается хрупким, что говорит о том, что со школьной нагрузкой справляться ему еще трудно. А если по воле родителей он получит эту преждевременную для себя нагрузку, то будет в целом ослаблен и уязвим для стрессов и инфекций. То есть, чаще болеть, пропускать занятия и по итогу отставать.

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика