Страхование грузов в России

Сразу необходимо отметить, что практика страхования грузовых перевозок в России ещё не стала общепринятой. Несмотря на устойчивый (но незначительный) рост страхования перевозок, который подтверждает статистика, соотношение объёма застрахованных перевозок к общему количеству значительно ниже, чем за пределами страны. По оценкам разных экспертов в России страхуется 5-7% перевозок.

Страхование грузов в России

Обязанность страхования груза может быть отдельно прописана сторонами при заключении договора, например купли-продажи. Однако на практике, в отличие от международного опыта, страхование в России не развито – крайне редко стороны занимаются тем, что досконально оговаривают условия страхование перевозки и гибели товара.

Лишь малая доля владельцев груза, осуществляющих оптовую торговлю, страхует все перевозки своей компании без исключения. Крупные промышленники, заводы и фабричные производства обычно отпускают свою продукцию на условиях самовывоза, перекладывая все возможные вопросы по транспорту и осуществлению перевозки на покупателя или получателя товара.

Для компаний, которые не занимаются регулярной отправкой грузов по территории России, услуга страхования и вовсе не востребована. Грузовладелец, как правило, делегирует всю ответственность за страхование товара на транспортную компанию, не принимая во внимание тот факт, что страхование перевозчика далеко не всегда может покрыть убытки собственника груза.

Вместе с описанными фактами, экспедиторские компании, которые осуществляют перевозки по территории России, в дополнение к гражданскому страхованию ответственности экспедитора, предлагают клиентам страхование грузовых перевозок по России от своего имени. Данный сервис встречается не только и не столько в автомобильных, но и в железнодорожных и воздушных перевозках.

Особенности страхования грузов на территории России.

Основная часть объёмов страхования у отечественных страховщиков формируется за счёт страхования перевозок автомобильным транспортом. Основными факторами риска здесь выступают:

  • Расстояния и протяжённость маршрутов.
  • Неразвитая и содержащаяся в плохом состоянии инфраструктура
  • Низкий уровень транспортной дисциплины водителей и участников дорожного движения
  • Высокий уровень преступности

В относительные особенности страхования грузов в России можно отнести то, что структура тарифа по страхованию высокую долю занимают риски повреждения и утраты груза в следствие противоправных действий третьих лиц.

Данная особенность остаётся актуальной для воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок. Обычно противоправные действия третьих лиц включают в себя действия, описанные в 158, 159, 161, 162, 167, 213, 214 статьях УК РФ.

 Важные моменты, которым надо уделять особое внимание

Обязательное и отдельное внимание необходимо уделять риску «мошенничество» при страховании перевозки грузов. Риск «мошенничества» в страховании грузов обычно подразумевает завладение груза третьими лицами, путём предоставления поддельных документов (товарораспорядительных и/или таможенных документов), неправомерной переадресации груза и иные способы завладения.

Рынок страховых услуг признаёт различные формулировки данного риска. Некоторые компании не покрывают данный риск, если хищение по поддельным документам было осуществлено на погрузке, выдвигая аргументацию того, что ответственность страховщика ещё не наступила, так как не была начата сама перевозка.  Учитывая это необходимо в обязательном порядке уточнять, включает ли категория покрытия «С ответственностью за все риски» у конкретной компании факт мошенничества.

Информация предоставлена страховым брокером Центр Страхования